Как влияют конституционные нормы на гражданского законодательства

Такое понимание права утвердил в своей речи на Санкт-Петербургском международном юридическом форуме Премьер-Министр Российской Федерации Д.А. Медведев, считающий, что «право является мерой свободы», и что это «институт, при помощи которого, по сути, формируется сегодня … достижение компромисса по всем вопросам» [3]. Как работает эта доктринальная установка КС, исчерпывающе демонстрируется на примере обращения Президиума ВАС в КС относительно проверки на конституционность тех норм гражданского законодательства, которые определяют подведомственность имущественных споров третейским судам. Позиция КС была основана на общепризнанной трактовке свободы договора, что предполагает право на свободу обращения в третейский суд при согласии сторон подчиниться нормам и решению конкретного третейского суда.

Как влияют конституционные нормы на гражданского законодательства

Результат работы Конституционного Суда исчерпывающе уточняет нормативно-правовое содержание конституционных положений, исключает коллизии между нормами разных правовых актов, толкует конституционно-правовой смысл всех норм текущего законодательства. Конституционный Суд, рассматривая дела по вопросам о конституционном значении основных прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения гарантий и способов защиты этих прав и свобод, устанавливает новые подходы к пониманию конституционных основ организации общества. Потому КС направляет, устанавливает тенденции и, согласно некоторым ученым, определяет правовые нормы через прецедентность своих решений для гражданского права РФ.

1. конституционные основы гражданского права

В пункте 1 этой статьи указано на то, что Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Понятие высшей юридической силы в Конституции конкретизировано в содержащемся в этом пункте указании на то, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации любыми органами государственной власти, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Инфоinfo
Наиболее важным и сложным является вопрос о понимании прямого действия Конституции. Здесь возможны совершенно различные подходы. Один из них может состоять в широком толковании и использовании прямого действия Конституции. При таком понимании, например, правосудие, в том числе по уголовным, административным, гражданским делам, может осуществляться непосредственно на основе норм Конституции Российской Федерации.

Важноimportant
Другие правоприменяющие органы, в том числе суды общей юрисдикции и арбитражные суды, при наличии определенных оснований вправе лишь направлять запросы в Конституционный Суд о проверке того или иного нормативного акта на предмет его соответствия Конституции. Второй аспект прямого действия Конституции Российской Федерации состоит в том, что Конституция непосредственно определяет круг и содержание основных прав и свобод человека, гражданина. В случае посягательств на эти права и свободы судами должна обеспечиваться их защита независимо от того, конкретизированы ли предусмотренные в главе 2 Конституции права и свободы какими-либо отраслевыми законодательными актами.

При этом в соответствии со статьей 64 Конституции положения главы 2 составляют основу правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией.

Влияние конституционных прав на российскую правовую систему

Совета Федерации и изменения субъектного состава Российской Федерации. В 1997, 2000, 2005 и 2007 гг. законопроектов, направленных на изменение действующей Конституции РФ, внесено не было. Требования о внесении соответствующих поправок в Конституцию во многом были вызваны политическими процессами данного периода.

Политическая нестабильность 90-х годов прошлого века явилась питательной средой для разного рода проектов по коррекции. Одновременно со стабилизацией общественно-политической ситуации в стране, начавшейся с 2000 г., число такого рода проектов резко сократилось. Немаловажное значение в вопросе о внесении поправок в Конституцию РФ имела и позиция Президента страны В.В.

Путина. На определенном этапе, несмотря на множественные просьбы, он отказался вносить поправку в ч. 3 ст.

Гражданское право и конституция российской федерации

Вниманиеattention
Аничкин придерживается мнения, что «его использование позволит ослабить фиктивность юридической Конституции РФ и в то же время усилит её адекватность фактической конституции». При этом «преобразование» Конституции РФ он определяет как «существенное изменение смысла ее отдельных положений без формального вторжения в конституционный текст». Главную роль в преобразовании Конституции РФ играет Конституционный Суд России.

Именно ему предоставлено право интерпретировать (толковать) в русле современных событий жизни общества положения Основного Закона РФ без изменения его текста. Отметим, что толкование Конституции — чрезвычайно важная деятельность, состоящая в уяснении и разъяснении ее положений в целях правильного и единообразного применения конституционных норм.
В ГК РФ находит свое развитие положение этой статьи о том, что решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Таким образом, в качестве основной формы защиты устанавливается судебный порядок, используя который, любое лицо может обжаловать любое решение или действие, нарушающее его права и свободы. Статья 53 Конституции закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.
Для установления правильного соотношения и взаимодействия между конституционным и гражданским правом первостепенное значение имеет статья 15 Конституции и правильное ее толкование и применение.

Как влияют конституционные нормы на гражданского законодательства

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 года N 13-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 47. Ст. 4551; Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1999 года N 5-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 14. Ст. 1749. <8 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 года N 9-П // Собрание законодательства Российской Федерации.

1998. N 12. Ст. 1459. <9 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 года N 8-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 15. Ст. 1768. <10 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2004 года N 448-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. N 3.
Садикова) включен в информационный банк согласно публикации — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», Издательский Дом «ИНФРА-М», 2005 (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное). <* Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Рук. авт. колл. и отв. ред. д.ю.н., проф. О.Н. Садиков. М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра, 1997. С. 261; Гражданское право: Учебник в 2 т. Т. 1 / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М.: БЕК, 1998. С. 283.<** Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Указ. соч. С. 175.Общей чертой приведенных позиций является фактическое «расщепление» правового положения органа публичной власти на два лица: «властное» и «не властное» в зависимости от осуществляемой им деятельности.
Отсюда их неопределенность, поскольку, как и законодательство, они оставляют без ответа многие вопросы.
Ходыкин признает исключительно «вертикальный» характер прав человека и, как следствие, очень ограниченное применение последних в договорных и иных гражданско-правовых отношениях» <32. Одновременно в рамках этой же дисциплины высказаны и положительные оценки процесса взаимодействия конституционных прав и международного частного права <33.<29 См.: Alkema E.A.The Third-Party Applicability or «Drittwirkung» of the European Convention on Human Rights // Protecting Human Rights: The European Dimension: Studies in Honour of Gerard J. Wiarda / Ed. by F. Matscher, H. Petzold. Koln; Cologne: Carl Heymanns, 1988.P.


33 — 45; Egli P. Drittwirkung von Grundrechten: zugleich ein Beitrag zur Dogmatik der grundrechtlichen Schutzpflichten im Schweizer Recht. Zurich: Schulthess Juristische Medien, 2002; Erichsen H.-U.Die Drittwirkung der Grundrechte // Jura. 1996. H. 10. S.

Роль Конституционного Суда Российской Федерации состоит в полном раскрытии, общем толковании и детализации конституционных основ всех концепций развития страны, в том числе и концепции развития гражданского общества. Именно направляющая роль Конституционного Суда, который определяет рамки и даже вектора развития гражданского права, делает его позицию при формировании гражданского общества и защите его прав особенно важной. Анализ успешности этой деятельности определяет не только практическое развитие гражданского права, но и представляет научную ценность как основание для дальнейшего усовершенствования, коррекции и изменения в гражданском праве, институтах гражданского права, а также обеспечения защиты гражданских прав и свобод.

Например, в Постановлении от 1 апреля 2003 года № 4-П относительно проверки на конституционность положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» КС признал, что «возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм, сама же возможность ограничений, как и их характер, должна обусловливаться необходимостью защиты конституционно значимых ценностей…» [5].