Тарификация педагогических работников: описание, условия, нюансы

Тарификация педагогических работников: описание, условия, нюансы

12.02.2022 Выкл. Автор admin

Новая система оплаты труда

В новой методике закреплено, сколько платят учителям в школе, в расчет заработной платы работников сферы образования включают:

  • оклад;
  • стимулирующие выплаты;
  • компенсационные надбавки.

Начисляет дополнительные суммы работодатель, исходя из установленного положения об оплате труда. Оклады, ставки, все доплаты и надбавки учителей фиксируют в тарификации. В тарификационном списке четко видно, из чего складывается зарплата учителя-предметника или иного педагогического работника.

Из чего складывается зарплата учителя

Зарплата учителей

Функции и особенности тарификации

Тарификация нужна для обоснования разницы в размерах должностных окладов. Размер окладов определяется с учетом специальных справочников и ставок. Процедура помогает, в том числе, установить ценность того или иного рабочего места. В процессе мероприятия дается оценка функций каждого сотрудника. Обычно тарификацию проводят без учета индивидуальных показателей работы.

При установлении тарифного разряда рабочего места используют разные методы. В том числе это следующие инструменты:

  • Метод аналитической оценки.
  • Оценка посредством баллов.
  • Метод факторного сравнения.

При тарификации применяется единый квалификационный справочник. Тарифно-квалификационные характеристики (ТКХ) включают в себя 3 раздела:

  • Непосредственно характеристики работы. Перечисляются типичные трудовые функции, которые возложены на сотрудника.
  • Требования к квалификации специалиста, нужные для выполнения работы.
  • Перечень профессий без ТКХ.

ТКХ по должностям приведены в квалификационном справочнике.

Обратите внимание! Тарификационный перечень, в отличие от штатного расписания, является поименным. В него включают временно отсутствующих сотрудников.

ВАЖНО! Тарификацию проводит образовательное учреждение. Списки сотрудников подписывает руководитель и главбух.

Педагогические работники в школах и детсадах: что такое тарификация для них?

Оплата зависит от следующих факторов:

  • квалификация;
  • стаж;
  • образовательный ценз;
  • учебная нагрузка, и так далее.

Система тарифов разрабатывается в каждом учреждении таким образом, чтобы соответствовать нормам, действующим для той или иной отрасли.

Основные компоненты вознаграждения за труд – должностные оклады или ставки, компенсации и стимулирующие выплаты.

В случае с бюджетной сферой тарификация становится обязательной процедурой. Она проводится в школах, в отношении других образовательных учреждений. Но есть исключения. К примеру, она не предусмотрена для детских садов. Администрация этих учреждений может самостоятельно принимать решения относительно того, как будет оплачиваться труд.

Отдельно устанавливаются следующие составляющие:

  1. Базовые ставки.
  2. Порядок расчета.
  3. Выплату премий.
  4. Надбавки за интенсивность труда.
  5. Вознаграждения за проведение мероприятий.

Все правила подробно прописываются внутренними нормативными документами.

Предназначение

Тарификация педагогических работников — это возможность получать достойную оплату за высокие показатели в работе. Несмотря на то что формируется она только на календарный год, некоторые ее элементы учитываются и в более длительном периоде. Тарификация педагогических работников осуществляется по определенному алгоритму, установленному согласно локальным актам образовательной организации.

Она позволяет учитывать множество нюансов при начислении заработной платы: квалификационную категорию, стаж работы, ведение дополнительных курсов и элективов. Для отдельных категорий сотрудников есть и доплаты за вредные условия работы. В частности, тарификация педагогических работников СПО предполагает дополнительные проценты (за вредность) преподавателям информатики, химии, производственного обучения.

арификация педагогических работников дополнительного образования в РФ

Правила тарификации в школе

Для представителей школ тарификацию проводят каждый день. Ещё весной составляют предварительную таблицу с цифрами, рассчитанными на следующий год. В большинстве учреждений он начинается с 1 сентября. Затем с таблицей знакомят самих педагогов.

Благодаря этому каждый учитель получает информацию относительно того, какие основные и дополнительные курсы предусмотрены для него в текущем году. Сотрудник ставит подпись в документе, если у него нет возражений по отношению к имеющимся данным.

Когда учебный состав выходит из отпуска, информацию из таблицы при необходимости уточняют. Основные таблицы разрабатываются в большинстве случаев уже к 1 октября.

Некоторые учебные учреждения соглашаются разрабатывать таблицы чаще, каждую четверть или каждый квартал. Главное – соблюдать законодательные ограничения и учитывать количество должностей, занятых одним сотрудником.

Создание тарификационной комиссии

Тарификация проводится специально собранной комиссией. Ее функции:

  • Экспертиза документов для установления тарифных ставок, размеров премий и стимулирующих доплат на каждого сотрудника.
  • Изучение сведений об итогах и сроках аттестации работников.
  • Контроль над правильностью расчета стажа работы специалистов.
  • Установление соответствия должностных окладов актуальным нормативным актам.
  • Оформление итогов тарификационных процедур.
  • Информирование работников о внесении корректировок в тарификацию.

Участники комиссии должны действовать в соответствии с законами и внутренними актами учреждения.

Требования к участникам комиссии

Состав комиссии формируется из работников администрации, сотрудников и представителей профсоюза. Утверждается он приказом заведующего. Руководитель может издать положение о назначении тарификационной комиссии. В нем указывается количество участников, функции председателя комиссии, срок функционирования временного органа.

Порядок составления

Как происходит привязка параметров, которые используются для составления таблицы, к учебному процессу? Так как тарификация педагогических работников осуществляется на учебный год (с 1 сентября), весной составляется примерная таблица. Педагоги знакомятся с предполагаемой учебной нагрузкой (программными часами, классным руководством, дополнительными курсами), которые им предстоит вести с нового учебного года. Расписываясь в предварительной тарификации, они соглашаются с новыми условиями работы.

В августе, после выхода из государственного отпуска, возможны некоторые изменения в учебной нагрузке. Все это учитывается администрацией школы, и с 1 октября составляется тарификация педагогических работников. Если в предварительной таблице указываются только часы (нет денежного эквивалента), то в настоящей тарификации для каждого сотрудника составляется подробное описание.

тарификация педагогических работников

Что происходит дальше?

Если педагоги берут на себя дополнительную деятельность – не обойтись без так называемых стимулирующих выплат. За определённые достижения учеников тоже разрабатывают отдельные поощрения. Используют надбавки, связанные со следующими направлениями:Процедура тарификации педработников

  • высокая успеваемость подопечных;
  • призовые места в конкурсах и олимпиадах у учащихся;
  • дополнительные уроки для учащихся в домашних условиях;
  • проверка работ, выполненных письменно;
  • факультативы и кружки;
  • классное руководство.

За опасные условия труда и проживание в определенных климатических зонах сотрудникам образовательных учреждений полагаются дополнительные выплаты и компенсации.

Подтверждение и другие особенности

Форма документа составляется так, чтобы в нём не было противоречий действующему законодательству РФ.

Только заполнение специальных письменных форм согласно установленным правилам позволит рассчитывать на выплату стимулирующих надбавок в полном объёме. В одних случаях пользуются готовыми формами.

Обязательно подтверждать информацию из листов, которые касаются целевых показателей. Следующие документы могут стать главным доказательством в пользу эффективности работы сотрудника:

  • выписки или копии протоколов олимпиад;
  • копии протоколов по конкурсам и конференциям;
  • копии грамот и дипломов.

Баллы не будут начисляться учителям, у которых недостаточно сведений для подтверждения своей работы. В связи с этим уменьшаются и выплаты.

Для бюджетной сферы тарификацию относят к обязательным процедурам. Благодаря этому проще учитывать большое количество факторов, когда педработникам устанавливают вознаграждения за труд. После предварительной тарификации становится проще узнать о предполагаемой нагрузке на ближайшее время. Отмечают не только общие часы, но и классное руководство, другие виды дополнительной работы.

Смотрите лекцию про оплату труда педагогических работников:

Особенности тарификации для дошкольных учреждений

Порядок разработки документа в этом случае остается стандартным. Предварительные таблицы содержат общие сведения относительно часов. Потом составляют окончательный вариант, где есть подробное расписание для каждого из сотрудников.

Строгие требования к разработке тарификационных таблиц пока не созданы. В шапке документа – полное наименование образовательного учреждения, обязательные реквизиты вроде адреса. Отдельно указывают год, на протяжении которого документ остается действительным.

Ниже расположена таблица из 24 колонок. По каждому сотруднику приводят порядковый номер записи и ФИО.

Поощрительные выплаты разработаны и для представителей дошкольного образования. Они полагаются не только старшим воспитателям и их помощникам. Стимулы создаются и для других профессий:

  1. Машинисты по стирке белья.
  2. Дворники.
  3. Сторожа.
  4. Кухонные работники.
  5. Повара.
  6. Завхозы.
  7. Медсёстры и старшие медсёстры.
  8. Музыкальные руководители, инструктора по физической культуре.
  9. Педагоги-психологи.

В случае с дополнительным образованием правил придерживаются тех же, что и для основного. Наполняемость групп – единственное отличие именно внеурочной деятельности.

Собственное Положение о доплатах и надбавках обычно формируется в каждом центре, где занимаются дополнительным образованием. В этом документе подробно описывают, за что и когда полагаются дополнительные стимулирующие надбавки.

Сколько в среднем получают учителя

Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. У некоторых номинальные размеры зарплат значительно выросли с 2012 года. В 2021 году педагогам из «майских указов» зарплату не повышали. Плановое увеличение с последующей перетарификацией окладов и надбавок планируется с 01.01.2022. Точные проценты увеличения пока неизвестны.

Пока ситуация с зарплатами учителей такая (по данным Росстата за январь-июнь 2021 года):

Российская Федерация 39 100 53 839 105 792
Центральный федеральный округ
Белгородская область 39 817 44 535 71 030
Брянская область 29 089 37 781 58 814
Владимир 32 795 44 491 66 232
Воронеж 30 767 39 498 70 796
Ивановская область 27 615 35 676 54 664
Калужская область 35 374 49 050 83 130
Кострома 27 809 39 425 61 409
Курская область 33 192 41 130 67 782
Липецк 31 424 42 418 71 452
Московская область 61 257 73 012 117 435
Орловская область 26 384 36 418 62 360
Рязань 30 074 41 451 67 964
Смоленск 28 353 40 580 67 287
Тамбовская область 26 424 35 151 67 331
Тверь 29 892 40 321 75 701
Тула 33 750 45 730 81 987
Ярославль 32 654 43 761 74 755
г. Москва 101 256 176 519
Северо-Западный федеральный округ
Карелия 45 266 60 083 99 285
Коми 45 418 57 837 113 076
Архангельская область, в том числе:
Ненецкий авт. округ 81 151 120 654
Архангельская область без авт. округа 46 528 65 270 109 209
Вологодская область 39 272 50 325 88 358
Калининград 35 258 43 422 72 985
Ленинградская область 48 954 53 451 84 654
Мурманск 62 684 85 348 134 761
Новгород 28 810 33 660
Псковская область 28 993 38 568 65 838
г. Санкт-Петербург 62 168 65 813 132 961
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 26 708 37 317 78 860
Калмыкия 27 210 38 542
Крым 26 447 42 263 71 512
Краснодарский край 32 466 43 721 79 922
Астрахань 27 158 42 228 62 635
Волгоград 30 020 40 103 67 264
Ростовская область 28 463 39 486 74 475
г. Севастополь 38 832 50 809 75 747
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан 22 515 32 793 53 563
Ингушетия 26 792 28 324
Кабардино-Балкария 27 254 32 854 61 652
Карачаево-Черкесская Республика 25 435 30 064 49 537
Республика Северная Осетия — Алания 25 323 33 763 58 333
Чеченская Республика 22 346 25 898 59 666
Ставропольский край 26 821 36 858 64 761
Приволжский федеральный округ
Башкортостан 32 626 36 787 81 106
Республика Марий Эл 25 812 37 015
Мордовия 23 805 30 295 65 619
Татарстан 37 610 44 300 84 894
Удмуртская Республика 31 906 43 300 72 891
Чувашия 30 117 37 615 72 433
Пермский край 34 691 49 382 90 662
Кировская область 28 028 39 713 68 332
Нижегородская область 33 447 44 814 88 374
Оренбург 29 695 43 365 76 814
Пензенская область 27 992 32 513 65 164
Самара 34 491 42 153 82 400
Саратов 29 022 36 936 71 118
Ульяновск 28 650 39 046 68 099
Уральский федеральный округ
Курганская область 27 575 37 457 70 478
Свердловская область 42 726 57 028 97 066
Тюменская область, в том числе:
Ханты-Мансийский авт. округ — Югра 66 800 100 680 174 761
Ямало-Ненецкий авт. округ 92 381 138 860
Тюменская область без авт. округов 46 853 63 608 103 916
Челябинск 32 375 46 620 80 292
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 31 011 42 847
Тыва 34 433 48 086
Хакасия 33 269 52 693 76 338
Алтайский край 30 055 35 208 67 489
Красноярский край 46 636 62 598 117 396
Иркутская область 42 597 59 849 117 696
Кемеровская область 39 166 51 523 93 810
Новосибирск 35 966 49 081 88 220
Омская область 29 886 43 040 74 290
Томская область 37 036 52 463 103 833
Дальневосточный федеральный округ
Бурятия 38 141 56 363 80 884
Республика Саха (Якутия) 66 953 92 191 174 819
Забайкалье 35 201 50 667 88 133
Камчатка 80 980 105 680 172 124
Приморский край 43 101 63 832 91 103
Хабаровский край 45 945 67 134 109 285
Амурская область 43 644 65 225 96 437
Магадан 87 582 119 312
Сахалин 79 538 101 372
Еврейская автономная область 39 505 58 921
Чукотский автономный округ 94 735 121 716

Основания применения почасовой оплаты.

Стандартным порядком заработная плата педагогических работников определяется проведенной тарификацией – программными часами, дополнительными курсами и факультативами, классным руководством, иной учебной нагрузкой и целевыми показателями. Тарифицированный размер заработной платы постоянен в течение рабочего года, не зависит от нагрузки в конкретном месяце работы и пропорционален только фактически отработанному времени. В отдельных случаях рассчитывается и оплачивается каждый час работы педагога, это случаи:

  • замещения, когда педагог выполняет нагрузку своего отсутствующего коллеги, например, из‑за болезни или по иной причине. Отметим, что почасовая оплата труда педагога замещения применяется при сроке не более двух месяцев, в противном случае такое замещение необходимо тарифицировать;
  • работы с обучающимися, находящимися на лечении, восстановлении или по иной причине осваивающими образовательные программы на дому, в лечебном учреждении. Если к началу учебного года известно о необходимости работы с такими учениками, то учебная нагрузка педагогов тарифицируется, но если необходимость в обучении на дому возникла в середине учебного года, то она оплачивается сверх объема, установленного при тарификации;
  • педагогической работы на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год. Как правило, к такой работе привлекается административно-управленческий персонал образовательного учреждения, а также высококвалифицированные специалисты сторонних предприятий, учреждений и организаций, которые также могут быть приглашены на педагогическую работу для чтения уникальных и (или) специфических курсов. Отметим, что педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год не является совместительством, не потребует заключения трудового договора при условии, что она осуществляется с согласия работодателя (пп. «в» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»). В этом случае к трудовому договору оформляется дополнительное соглашение на условиях почасовой оплаты с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении названного объема педагогической нагрузки с работником следует заключить договор совместительства.

Что говорят педагоги

Ольга Субботина:

— Работаю учителем английского языка в подмосковной школе, есть свой кабинет и классное руководство. Нагрузка 32 часа в неделю. Работа нравится, тем более что до дома две минуты ходьбы. В прошлом году получала почти 70 000. А в этом году директор все доплаты срезала. В результате получаю теперь по 35 000 в месяц, а нагрузка почти не изменилась. Обидно очень! Но я уже решила. Этот год и следующий буду ездить три раза в неделю на курсы повышения квалификации. А потом устроюсь на работу в Москву, у них в школах зарплаты хорошие!

Светлана Шмелева:

— Я из Калужской области, работаю в колледже. Оплата почасовая, 140 рублей за урок. Получается, что при нагрузке в одну ставку (18 часов в неделю) зарплата будет 10 000 рублей. А при этом средняя по области у нас 40 000. Вот как раз за счет директоров так и получается!

Нина Варламова:

— Я из Екатеринбурга. Ставка учителя у нас 9 000 рублей. За классное руководство платят, за проверку тетрадей, за свой кабинет – и это все такие крохи! За все вместе набегает 27 000. Работают у нас все учителя на две ставки, на одну-то не прожить!

Татьяна Гладких:

— Я вот московский учитель. Высший разряд, 34 года педагогического стажа, нагрузка 28 часов в неделю (18 уроков плюс 10 часов продленки). Так если мои скромные 50 000 сложить со 140 000 директорской зарплаты, то как раз и получится средняя зарплата учителя 95 000. Средняя температура по больнице, в общем…

Евгений Симоненко:

— Живем во Владивостоке. Жена работает в так называемой школе с пансионом (раньше это была школа-интернат). Получает 22 000 вместе с классным руководством. А уж детишки там… Стульями замахиваются, грозятся… И это в 4-м классе!

Сергей Ручко:

— В моем родном Челябинске учитель получает от 18 000 до 24 000 рублей. Дополнительные часы в нашей школе директор не дает, а нас же еще этими часами и шантажирует. У меня, например, нагрузка в неделю 34 часа. Получаю 23 800 наших российских рубликов.

Ирина Маркова:

— Я из Сочи, летней нашей столицы. Учителем работаю почти 30 лет. Получаю 30 000 при нагрузке 38 часов в неделю. И это со всеми доплатами: за категорию, за классное руководство и т. д. Школа работает в две смены. Ухожу из дома в 7 утра, к 17.00 возвращаюсь. А потом дома проверяю тетради, пишу планы, отчеты и пр. В отпуск не ездила 20 лет. Молодые ребята после педвузов приходят, но больше чем на год их не хватает.

Мария Алехина:

— Живем в Подмосковье. Муж работает в Москве на трех работах: преподавателем в музыкальной школе, музыкальным руководителем в образовательном центре и аккомпаниатором в досуговом центре. В месяц он зарабатывает примерно 70 000, и это со всеми надбавками и премиями. Правда, есть один плюс: мужу удалось выстроить график работы таким образом, что у него получается 3–4 рабочих дня в неделю. Но в эти дни он уезжает из дому в шесть утра, а возвращается к девяти вечера.

Галина Костенко:

— Живем в Сыктывкаре. Моя дочь работает учителем рисования, нагрузка 26 часов в неделю. Часы для кружковой работы с детьми школьная администрация не дает, потому что это время выделяется на подготовку к экзаменам: то к ГИА, то к ЕГЭ. Получает она 33 000 в месяц.

Нормативная база

Приказ Минтруда России от 19.05.2021 № 320н «Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

«Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год» (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол № 13)

Письмо Минобрнауки России от 29.12.2017 № ВП-1992/02 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций»)

Образец приказа

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», г. Москва

Приказ №334

22.08.2021 года

О создании тарификационной комиссии

В целях организации тарификации специалистов школы

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Сформировать тарификационную комиссию в составе:
— Ласкина О.Л. (директор школы, председатель комиссии);
— Зайцев Л.Д. (замдиректора, зампредседателя комиссии);
— Кубанов В.А. (замдиректора по ВР);
— Ушаков К.У. (социальный педагог);
— Мешкова О.У. (председатель профсоюза).
2. Тарификационной комиссии:
— Проверить трудовые книжки всех сотрудников.
— Ознакомить каждого работника с записями в трудовой книжке.
— Осуществить собеседования с каждым сотрудником по учебной нагрузке и доплатам.
— Удостовериться, что каждый работник поставил подпись в тарификационной ведомости.
3. Комиссии завершить работу и подготовить материалы к 1 октября 2021 года.
4. Контроль над выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Директор школы (подпись) Ласкина О.Л.

Источники

  • https://clubtk.ru/iz-chego-sostoit-zarplata-uchitelya
  • https://assistentus.ru/forma/prikaz-o-sozdanii-tarifikacionnoj-komissii/
  • https://naimtruda.com/vyplaty/tarifikatsiya-pedagogicheskih-rabotnikov.html
  • https://FB.ru/article/461060/tarifikatsiya-pedagogicheskih-rabotnikov-opisanie-usloviya-nyuansyi
  • https://www.audar-press.ru/pochasovaya-oplata-truda-pedagoga
  • https://zen.yandex.ru/media/activityedu/zarplata-uchitelia-v-rossii-kak-formiruetsia-i-ot-chego-zavisit-5c092cc2998cfe00a955c844

[свернуть]