Принципы федерального устройства российской федерации

В таком многонациональном государстве, как Россия, федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной, ибо федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Принцип целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, установленный в ст.4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны. конституционный федерация власть Это конституционное положение строго соответствует общепризнанным нормам международного права, признающего недопустимость нарушения территориальной целостности, независимости и вмешательства во внутренние дела суверенного государства.

49. принципы федеративного устройства рф.

Оно признается и может быть реализовано, однако только при соблюдении указанных выше условий. Как известно, многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, при поддержке государственных органов Российской Федерации. Так возникли, например, Башкирская и Бурятская республики и многие другие.

Самоопределение в составе Российской Федерации помогло становлению, как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации как суверенного государства Конституционное право: Учебник / Отв. Ред. В.В. Лазарев. — М.: Юристъ, 1999. С. 278.. Именно историческое прошлое и настоящее учитывались в ст.5 Конституции при констатации того, что федеративное устройство Российской Федерации основано, в частности, на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».

Принципы федеративного устройства россии

Важноimportant
На всей территории РФ обеспечивается единое экономическое пространство. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ). На территории РФ действует единая денежная единица – рубль, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ.

Вниманиеattention
Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ст. 75 Конституции РФ). Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.

В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они используются наряду с государственным языком РФ.

Принципы федеративного устройства.

В основе федеративного устройства России заложена система принципов, которые обусловлены её демократической сущностью. Данные принципы выступают исходными началами в территориальном устройстве не только в целом государства, но и субъектов РФ. Согласно статье 5 Конституции РФ к принципам федеративного устройства России относятся: – принцип государственной целостности России; – принцип единства системы государственной власти; – принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; – принцип равноправия и самоопределения народов в России; – принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях со всеми федеральными органами госвласти.


1. Государственная целостность России.

Принципы федеративного устройства российской федерации

Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее единое гражданство. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются ее Конституцией, Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г. <*.

Инфоinfo
Акты субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, должны соответствовать федеральным конституционным законам (ч. 2, 5, 6 ст. 76 Конституции РФ). Субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). По данным вопросам субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирования, принимая законы и иные нормативные правовые акты (ч.

4 ст. 76 Конституции РФ). В случае возникновения коллизий между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта, изданным по вопросам, отнесенным к компетенции субъекта, действует нормативный правовой акт субъекта (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Конституционное право россии

Конституции, следующие:

  1. РФ состоит из республик, краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов — равноправных субъектов Федерации;
  2. республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство;
  3. федеративное устройство основано на государственной цело­стности, единстве системы государственной власти, разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и само­определении народов в РФ;
  4. во взаимоотношениях с федеральными органами государ­ственной власти все субъекты Федерации между собой равно­правны.

Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный ха­рактер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность.

Вопрос: понятие и принципы федеративного устройства россии

Разграничение предметов ведения и полномочий между отдельными органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Согласно данному принципу федеративного устройства России построение системы органов госвласти основывается на принципе разделения властей не только по горизонтали (между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти), но и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий разных видов органов РФ и субъектов РФ). В Конституции установлены границы полномочий для каждого федерального органа и характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

За пределы границ своих полномочий госорганы выходить не вправе. 4. Равноправие и самоопределение народов России. Данный принцип федеративного устройства предполагает, что все народы в Российской Федерации наделены одинаковыми правами.

Принципы федеративного устройства российской федерации

Разграничению подлежат предметы совместного ведения. При разграничении в конечном итоге за федеральными органами власти сохраняется достаточный объем полномочий для защиты интересов многонационального народа страны. Федерация при любых условиях должна обеспечивать единство правового пространства страны. Равноправие в государственном устройстве как принцип государственного устройства означает равноправие, во-первых, народов, а во-вторых, субъектов Федерации. Равноправие народов обусловлено многонациональностью российского народа (более 100 народов и народностей). Однако вряд ли все из них можно считать народами в смысле ст.


5 Конституции. Видимо, в этой статье речь идет о равноправии коренных для России народов. Все они независимо от своей численности равноправны. Кроме того, в ст. 69 Конституции дополнительно гарантируются права коренных малочисленных народов.

Конституционные принципы федеративного устройства российской федерации

В этой Декларации указывается, что ничто в самоопределении народов «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов…». Аналогичные положения имеются и в ряде других международно-правовых актах. Следовательно, все народы России имеют право на самоопределение, но оно может быть реализовано лишь в рамках РФ либо в иной форме, но обязательно с согласия РФ.