Принцип неприменения силы или угрозы силой подразумевает что

Предусматривалась и возможность применения санкций к нарушившим государствам, но для этого требовалось единогласное решение Совета Лиги. Лига Наций предприняла ряд попыток по запрещению войны: в проекте договора о взаимной помощи 1923 г., в Декларации об агрессивных войнах 1927 г., в которых агрессивная война квалифицировалась как международное преступление. Но Лига Наций оказалась бессильна осудить агрессию Германии и Японии. Парижский договор (пакт Бриана — Келлога) от 27 августа 1928 г. стал первым многосторонним договором, содержавшим запрет войны. Статья I договора гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов по принадлежности, что они осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики».

Принцип неприменения силы или угрозы силой

Принцип неприменения силы нс распространяется на действия, предпринимаемые по постановлению Совета Безопасности на основании гл. VII Устава ООН. На Совет возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст.
24 Устава), он может принимать решения, обязательные для государств-членов (ст. 25).Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и дает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39). Он имеет право принимать решения о принудительных мерах в отношении государства, нарушившего мир или совершившего акт агрессии.

Принципы международного права

Посмотреть оригинал Правовое регулирование применения силы появляется в международном праве в период между двумя мировыми войнами сначала как принцип запрещения агрессивной войны, который заменил собой право государства на войну (jus ad bellum). Старое международное право не знало этого принципа. Оно исходило из того, что споры между государствами можно решать не только мирными, но и немирными средствами, включая войну.
В Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. (принятых на Гаагских мирных конференциях, созванных по инициативе России) содержалась лишь рекомендация обращаться к добрым услугам или посредничеству. В Статуте Лиги Наций 1919 г. рекомендовалось обращение государств к мирным средствам разрешения споров, однако их применение не исключало обращения государств к войне.

Вниманиеattention
На практике серьезные нарушения Устава ООН были допущены при использовании вооруженных сил ООП в Корее в 1950 г., на Ближнем Востоке в 1956 г. и в Конго в 1960 г. Применение вооруженной силы против Ирака в 1990 г. — один из важных примеров использования Устава ООН.

Установив факт агрессии Ирака против Кувейта, СБ принял ряд резолюций о введении санкций против Ирака и уполномочил государства предпринять меры для восстановления мира и безопасности в Персидском заливе (Резолюции 661, 670, 678, 1989). В последнее время вопросы о допустимости силового вмешательства извне во внутригосударственные конфликты, о пределах и условиях такого вмешательства становятся одной из приоритетных тем.
В итоговом документе Всемирного саммита 2005 г.[2] провозглашена концепция «ответственности по защите» (Responsibility to Protect).
Инфоinfo
Суть ее сводится к тому, что 1) государства несут главную ответственность но защите собственного населения от геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности, а роль международного сообщества заключается в оказании им экспертного, гуманитарного, дипломатического содействия в выполнении этих обязанностей; 2) это не исключает при необходимости применения принудительных мер в том случае, если мирные средства недостаточны и национальные органы власти не в состоянии защитить свое население. Однако такое решение может быть принято только Советом Безопасности ООН, действующим согласно положениям гл.

VII Устава. Таким образом, подтверждается принцип применения силы для прекращения опасных преступлений без ущерба суверенному равенству государств; недопустимость одностороннего использования силы без управомочия Совета Безопасности и вне связи с правом на самооборону.

  • е) действие государства, позволяющее, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
  • ж) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам или его значительному участию в них.

Обычно-правовой характер запрета агрессии подтвержден в определении преступления агрессии для целей Международного уголовного суда, который потенциально (до вступления поправок) обладает юрисдикцией над преступлением агрессии.

Принцип неприменения силы и угрозы силой

Согласно принципу неприменения силы или угрозы силой, каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и иным образом, несовместимым с целями ООН. Речь идет, прежде всего, о недопустимости применения силы или угрозы ее.» применение с целью решения международных споров. Причем запрещено как прямое применение силы (например, вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства или военная оккупация), так и косвенное применение силы (например, оказание помощи одной из сторон в гражданской войне или в организации террористических актов в другом государстве).

Неприменение силы или угрозы силой

Важноimportant
Впервые принцип неприменения силы или угрозы силой был провозглашен в Уставе ООП (п. 4 ст. 2): «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Толкование принципа неприменения силы или угрозы силой чрезвычайно сложно, поскольку, во-первых, его регулирование носит и договорной, и обычно-правовой характер; во-вторых, в Уставе используются наряду с термином «неприменение силы» термины «вооруженное нападение» (ст.

51), «акт агрессии» (ст. 39). Наконец, это обусловливается призывами к пересмотру Устава fiBиду наличия новых угроз.

Принцип неприменения силы или угрозы силой подразумевает что

Становление данного принципа связано с такими международно-правовыми актами, как Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г. и Конвенция об ограничении применения силы при взыскании по договорным долговым обязательствам 1907 г. Определенные правовые ограничения применения силы содержались в Статуте Лиги Наций.

В частности, ст. 12 обязывала государства не прибегать к войне до тех пор, пока не использованы определенные мирные средства. Особое значение в осуждении и отказе от обращения к войне имел Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г.

Согласно ст. 1 Договора «Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов по принадлежности, что они осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики».

Преступление агрессии означает «планирование, подготовку, инициирование или осуществление лицом, которое в состоянии эффективно осуществлять контроль или руководить политическими или военными действиями государства, акта агрессии, который в силу своего характера, серьезности и масштабов является явным нарушением Устава ООН»[1]. Акт агрессии определяется как «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН» со ссылкой на перечень актов, закрепленных в Резолюции 3314 (XXIX) 1974 г.

Современное международное право знает два исключения из принципа запрещения применения силы или угрозы силой.

  • 1. Право на индивидуальную и коллективную самооборону (ст.