Особенности прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних

Предыдущая81828384858687888990919293949596Следующая Действующее законодательство закрепляет положение об обязанности граждан заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Забота о воспитании молодежи, в особенности несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан, всех государственных органов и общественных организаций. Соблюдение указанного законодательства органами и учреждениями возложено на прокуратуру. Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи осуществляется по двум основным направлениям: охрана и защита прав несовершеннолетних и молодежи и соблюдение конституционных прав несовершеннолетних в ходе уголовного судопроизводства и разрешения материалов в отношении подростков.

Особенности прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних.

Прокурорам необходимо: осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (пособия, компенсационные выплаты, организация питания в образовательных учреждениях и т.п.); пресекать факты жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях. При наличии основании инициировать проведение проверки в рамках уголовно- процессуального законодательства; систематически проверять соблюдение законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры.

Kursak.net

При осуществлении надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (обучающихся и воспитанников) и их законных представителей в сфере экспериментальной и инновационной образовательной деятельности использовать меры прокурорского реагирования на нарушения порядка ее лицензирования, процедуры разработки и внедрения новых образовательных программ, методик и технологий.Принимать меры по прекращению безлицензионной образовательной деятельности или деятельности с нарушением условий лицензирования, а также использования в образовательной практике не разрешенных органами здравоохранения методов воздействия на психику обучающихся и воспитанников, методов и средств оккультного, мистического, религиозного характера.6.4. Обеспечить надзор за соблюдением прав несовершеннолетних и молодежи на свободу совести и вероисповеданий.

Прокурорский надзор

Вниманиеattention
Важной задачей прокурора пресечение необоснованной карательной практики органов профилактики, роль прокурора сориентировать работу органов по выяснению проблем возникших в семье, в том числе определенной жизненной ситуации и попытаться разрешить их, карательные меры должны приниматься в исключительных случаях. Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи является составной частью прокурорского надзора, хотя в качестве самостоятельной отрасли не выделен. Он охватывает самый широкий спектр деятельности прокурора, не зря его называют «прокуратурой в прокуратуре» и является наиболее комплексным направлением прокурорского надзора, что обусловлено широким перечнем международных актов, законов, подзаконных актов, ведомственных актов регулирующих данные правоотношения.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи

Пресекать незаконную деятельность деструктивных религиозных объединений, связанную с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, изоляцией их от семьи и общества, причинением вреда их здоровью или имуществу, а также с воспрепятствованием получению основного общего образования, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершением иных противоправных деяний.7. Исходя из основных направлений государственной молодежной политики усилить надзор за соблюдением прав органов и учреждений по делам молодежи, молодежных и детских общественных объединений, а также за соблюдением законности в их деятельности. Не допускать противоправного использования названных объединений в политических, экстремистских, оккультных, религиозных целях.
5.

Особенности прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних

  • — необходимость установления точного возраста несовершеннолетнего, в том числе в порядке, установленном для случаев, когда не имеется соответствующих документов, через судебно-медицинскую экспертизу;
  • -постоянный надзор за соблюдением прав, предоставляемых несовершеннолетнему в части защиты его интересов, особенно в случаях:
  • а) задержания в качестве подозреваемого;
  • б) предъявления обвинения;
  • в) решения вопроса об избрании меры пресечения;
  • г) о порядке допроса, в частности, участие педагога, законного представителя, а в необходимых случаях специалиста-психолога.

Прокурор должен хорошо знать и постоянно изучать уголовное дело, возбужденное в отношении несовершеннолетнего. Закон установил обязательное участие прокурора при рассмотрении судом уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. Законом РБ от 31 мая 2003 г.
Учитывая складывающуюся криминогенную ситуацию в подростковой среде, в последнее время все чаще принимаются организационные и практические меры, направленные на стабилизацию криминогенной обстановки в подростковой среде, укрепление взаимодействия с заинтересованными органами и организациями по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Ситуация по уровню преступности среди несовершеннолетних на сегодняшний день полностью контролируется. Но в то же время правонарушения и преступления среди несовершеннолетних остаются актуальной проблемой.
Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних молодежи призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодёжи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних.

Особенности прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи

Федерального закона «О дополнительных гарантиях но социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о получении образования и медицинской помощи, устройстве на работу, реализации права на имущество и жилое помещение, а также предусмотренных региональным законодательством норм материального обеспечения воспитанников и выпускников детских домов, интернатов, других учреждений, призванных облегчить их социальную адаптацию в обществе; пресекать факты противозаконного отказа в приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения всех видов и уровней, введения всякого рода дискриминационных положений, в том числе ущемляющих право на внеконкурсное поступление отдельных категорий молодежи, необоснованного отчисления учащихся, нарушения прав на получение стипендий, пособий и компенсационных выплат, произвола в применении мер воздействия.

Инфоinfo
В практике работы органов прокуратуры слабо используются возможности индивидуальной работы с подростком, профилактики правонарушений. Некоторые прокуроры в своей профессиональной деятельности слабо связанны с местными органами самоуправления, комиссиями по делам несовершеннолетних, профобразованиями, трудовыми коллективами. Мне кажется, что это существенно отражается на эффективности их работы, которая занимает важное место в системе мер по борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних.

Вопросы совершенствованиями профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних постоянно находятся в центре внимания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определен порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения. Статьей 26 указанного Закона предусмотрены основания и порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих угол-й ответственности, в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения. Осуществляя надзор за исполнением законов при применении к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, прокурор следит за тем, чтобы соблюдался порядок направления в суд заявлений о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения.

Важноimportant
Я считаю, что особое внимание прокурорами должно уделяться защите прав и интересов детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечению их беспрепятственного доступа к объектам транспорта и социальной инфраструктуры; охране жизни и здоровья несовершеннолетних. Сегодня, практика показывает, что наиболее распространены нарушения жилищных прав несовершеннолетних, их права на неприкосновенность личности, трудовых прав, при приеме на работу и установлении порядка и режима рабочего времени, права на образование. Известны многочисленные факты нарушений интересов подростков при продаже и обмене жилой площади, когда не выполняются требования закона о сохранении жилой площади за детьми, которые в силу тех или иных обстоятельств воспитываются в детских домах .