26.04.2024

Становление феодальных отношений категории зависимого населения

В курсе изучения Русской Правды мы отмечали существование в XII – начале XIII веков таких категорий зависимого населения, как смерды, закупы, рядовичи, челядь, холопы; уяснили их связь с общественными укладами, существовавшими в то время, процесс попадания свободных общинников ( людей) в феодальную зависимость. На протяжении XIV-XV вв. в судьбе русского крестьянства произошли существенные изменения. Характерно, что к концу данного периода за сельским население укрепилось название «крестьяне». Термин, изначально имевший религиозно-национальную окраску, к этому времени приобрел социальное значение. С течением времени уже не столько сама дань, сколько земля с населением, которое платило эту дань, стала представлять главную ценность для знатных людей. В X в. появились княжеские села: Берестово, которое принадлежало князю Владимиру, Ольжичи — княгине Ольге.

Содержание:

2. феодально-зависимое население

Вниманиеattention
Правосудия Митрополичья», он убедительно доказал, что слово «челядин» является общим обозначением двух разновидностей зависимых людей: «В обоих памятниках говорится о рабе и закупе, причем в «Правосудии Митрополичьем» рабы и за купы считаются разновидностями одного родового понятия — челядь». По мнению автора, наиболее правильное объяснение В.Д.

Важно
Греков дает и другому понятию — «рядович», вызывающему разногласия среди историков. Рядовичем становился человек, который заключал «ряд» с господином в случаях, предусмотренных ст.

110 » Русской Правды». Смерды. К этой категории относились как свободные, так и зависимые крестьяне, все смерды платили дань. В период развития феодальных отношений на Руси шел процесс перехода смердов в зависимое состояние.
«Русская Правда» указывает на наличие двух категорий смердов: свободных и зависимых.

Становление феодальных отношений категории зависимого населения

Инфо
У крестьянина было свое хозяйство: лошадь или пара волов, орудия труда, изба. В зависимость от землевладельца крестьяне попадали различными путями.Иногда крестьянин получал от боярина ссуду по-тогдашнему «купу» деньгами, зерном, скотом.

Такой крестьянин работал на хозяина и назывался «закуп». В других случаях с хозяином заключался договор, или «ряд»,о работе на феодала.


Такой работник назывался «рядович».Все зависимые люди, работавшие во дворе феодала, назывались челядью. В их состав входили рабы, их называли холопами. В холопы попадали прежде всего военнопленные.
Но иногда и очень бедные смерды продавали себя феодалам в холопы. Зависимые смерды несли повинности: отрабатывали в хозяйстве феодала(барщина) или платили натуральный оброк.

История отечественного государства и права

Экономическое и политическое возвышение позволило Московскому княжеству, которое имело выгодное географическое положение, взять на себя роль политического лидера в процессе объединения русских земель. В научной литературе существуют различные мнения о влиянии татаро-монголов на экономическое и политическое развитие славянских княжеств.
В течение последних двух столетий идет дискуссия по этим вопросам. Важно Ряд исследователей придают большое значение монгольскому воздействию на Русь. По их мнению, Московское княжество своим величием обязано ханам Золотой Орды. Другие исследователи отрицают важность монгольского влияния на внутреннее развитие Руси.

В современной научной литературе сложились две основные точки зрения. Согласно одной из них, татаро-монгольское иго оказало негативное воздействие на славянские княжества, стало бедствием для русских земель.

Становление феодальных отношений на руси

Таким образом, возникновение и распространение христианства вело не только к культурному и политическому, и социально-экономическому преобразованию региона. Княжества на территории Беларуси, как и другие княжества Древней Руси, были раннефеодальными восточноевропейскими государствами. Внеэкономическое принуждение безвозмездное присвоение части результатов крестьянского труда по праву на феодальную земельную ренту, выступавшую в виде барщины, натурального или денежного оброка. Земельная рента — натуральная, денежная или отработочная плата феодалу за пользование землёй. Основные классы-сословия:

  • — феодалы (светские и духовны);
  • — крестьяне;
  • — городское торгово-ремесленное население.

Сословная иерархия в среде светских феодалов.

Феодально-зависимое население

Первоначально право владения землей предоставлялось вассалам князя на период службы, но со временем они добились превращения этого права в наследственное. Владение феодалов стали называться вотчинами. И «Русская Правда», как кодекс феодального права, чутко стояла на страже защиты феодальной собственности на землю.
» Русская Правда» охране феодальной собственности на землю уделяла большое внимание. За порчу межевых знаков в бортных лесах, за перепахивание полевой межи (ст.
71, 72), за уничтожение дерева с межевым знаком (ст. 73) полагалась продажа в размере 12 гривен, в то время как за убийство крестьянина (смерда) штраф составлял всего лишь 5 гривен (ст. 18). Очень много статей посвящено охране имущества феодалов. Так, ст.

Формирование феодальных отношений

После пожалования земледельцы не могли сказать, что земля, на которой они работают, является собственностью общины, их собственностью. Земля теперь становилась собственностью монастыря или боярина, феодальной собственностью. Смерды по-прежнему продолжали пользоваться землей. Но дань начинает уже обращаться в феодальную ренту. Начинают вводиться типично феодальные сборы, например брачная пошлина, мостовщина, ратная и военно-конная повинность.

Тем самым смерды начинают в той степени, в которой феодалам удается установить свое господство над отдельными общинами, становиться феодально-зависимыми людьми. Вместе с тем меняется и правовое положение находящихся в феодальной зависимости смердов.

Часть смердов вместо уплаты дани должна была выполнять ряд повинностей, главные из которых оброк — денежная и натуральная рента, а также отбывать барщину. Итак, по данным XI—XII вв.

Правовое положение населения (феодалы, зависимые люди)

Еще одним из способов, при помощи которых светские феодалы и церковь устанавливали свою власть над смердами и превращали их в зависимых от себя людей, был патронат. Феодалы добивались от князя признания за ними права осуществлять свое покровительство, а вместе с тем свою юрисдикцию над отдельными группами людей.

Патронат боярина и церкви изолировал человека, пользовавшегося их защитой, от других экономических и политических влияний и создавал тем самым благоприятную обстановку для превращения патронируемого в феодально-зависимого. Люди, которые в результате перехода под патронат светских и церковных феодалов превращались в феодально-зависимое население, в XIII в.

назывались закладниками. По-видимому, церковные закладчики носили особое название и составляли более узкую группу прикладников.

Феодальные отношения.

В каждой вотчине было много слуг, помогавших феодалу управлять хозяйством и держать в повиновении крестьян: огнищанин (старший дружинник, управитель хозяйства),тиун (управитель дома), подъездной (сборщик оброка, дани) и др.Пахотные земли вотчины состояли из двух частей: на одной велось господское хозяйство, другая делилась на наделы зависимых крестьян. Наряду с передаваемой по наследству существовала и другая форма феодальной собственности: земля давалась князьями своим дружинникам во временное держание за военную службу.

После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение. Таким образом в IХ Х вв. на Руси утвердились феодальные отношения.

Как видим, славяне в своем развитии миновали рабовладельческий строй.
Это были не сельскохозяйственные села, а центры охотничьих и рыболовных угодий князя. В XI в. появились боярские села, но и они представляли собой рыболовно-охотничьи хозяйства, в которых труд на пашне играл лишь вспомогательную роль. До конца XI в. бояре получали землю без крестьян. Раздача земли с крестьянами началась позже. Крупными землевладельцами стали бояре дружинные, выдвинувшиеся на военной службе, и бояре земские, местная знать, верхушка покоренных племен, на которую князь опирался на местах.

Происходит запустение деревень. В центральных районах больше половины деревень превратилось в «пустоши» — деревни без жителей. Жители этих деревень разбежались на окраины страны, на «черные земли» — на север на Урал, в южные степи—туда, где еще не было помещиков.

Закрепощение крестьян Итак, к началу XVII в.

Становление феодальных отношений категории зависимого населения

За преднамеренное истребление скота по ст. 84 взыскивался штраф в пользу князя -12 гривен и возмещался вред хозяину (урок). За порубку бортного дерева (ст. 75) — 3 гривны штраф князю и полгривны — хозяину. Из всех преступлений против имущественных прав основное внимание в «Русской Правде» уделялось краже (татьбе) (Татьба — тайное похищение чужого имущества). Наиболее тяжкими видами кражи считались кражи из закрытых помещений (ст. 41, 43). Классовая подоплека усиленной охраны имущества в закрытых помещениях закрепляется в ст. 41, 42, 43, 44 ответственностью за соучастие в краже. В «Русской Правде» подробно говорится об ответственности за кражу самых» разнообразных видов имущества. Можно сказать, что закон охранял все; что было в хозяйстве феодала: коня, свинью, ястреба, пса, сено, дрова, хлеб, постройки, пашню и т.д.

Становление феодальных отношений категории зависимого населения существовали

Холоп не мог быть и послухом. (ст. 66) Закупы по своему правовому положению близко примыкали к холопам. Статьи 56-62, 64 «Пространной Правды» содержат в себе так называемый «Устав о закупах». Закрепление закупа за господином определяется ст. 56 «Русской Правды», которая указывает, что закуп «крепок своему господину». Интересно за метить, что «Русская Правда» установила повышенную ответственность закупа за нанесенный ущерб'(ст. 64). Смысл этой статьи заключается в том, что если закуп совершит кражу, то господин имеет право поступить с ним по своему усмотрению. Важным моментом, определяющим характер зависимости закупов от господина, является подчинение их господской юрисдикции. В ст. 62 «Пространной Правды» говорится: «»Аже господин бьет закупа про дело, то без вины есть», т. е. решение вопроса о виновности закупа предоставляется самому господину.

Добавить комментарий

Adblock
detector